Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Итоги года: сфера охраны труда

вкл. .

В 2019 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. По оперативным данным, количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями (групповые, с тяжёлым и смертельным исходом) снизилось: за 11 месяцев 2019 года произошло 4078 несчастных случаев с тяжёлыми последствиями, что на 9% ниже, чем за аналогичный период 2018 года (4479 случаев). В 2019 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве: за 11 месяцев 2019 года погибло работников на 12% меньше, чем за аналогичный период 2018 года (1018 и 1158 человек соответственно).

Количество погибших традиционно остается наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, в сфере транспорта, в сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых. Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников

С целью сохранения достигнутой динамики снижения показателей производственного травматизма и доведения её до уровня экономически развитых стран реализуется Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 833-р.

Комплекс мер состоит из четырёх разделов:

  • Совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • Стимулирование работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников; • Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни;
  • Мониторинговые мероприятия.

Раздел, посвящённый совершенствованию механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включает первоочередные меры законодательного и нормативно-правового регулирования, направленные на модернизацию системы управления охраной труда, а также обязательного социального страхования, обеспечивающих решение задачи по внедрению предупредительной модели управления охраной труда и повышению эффективности профилактических мероприятий в системе обязательного социального страхования, в том числе посредством своевременного выявления ранних признаков профессиональных заболеваний и принятия необходимых профилактических мер. Второй раздел, направленный на стимулирование работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, включает меры законодательного и нормативно-правового регулирования с целью повышения заинтересованности работодателей к улучшению условий труда на находящихся в их ведении рабочих местах.

Третий раздел предусматривает мероприятия по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, реализация которых будет способствовать повышению эффективности мероприятий в рамках национального проекта «Демография» и входящего в него федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», а также достижению отдельных целевых показателей указанных проектов.

Четвёртый раздел включает в себя мониторинговые мероприятия, обеспечивающие достижение целей принятия комплекса мер. Специальная оценка условий труда

Со вступлением в силу с 1 января 2014 года федеральных законов от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах. По состоянию на 26 декабря 2019 года специальная оценка условий труда проведена у 764,5 тыс. работодателей на 32,5 млн рабочих мест. Количество работников, занятых на этих рабочих местах, составляет 43 млн человек.

Минтруд России подготовил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"» с целью совершенствования механизмов формирования и использования данных Федеральной государственной информационной системой учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Чтобы минимизировать риски нарушения социально трудовых прав работников, законопроектом предлагается:

  • установить требование, согласно которому сведения о планируемой спецоценке должны быть внесены оценщиком в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о её проведении (до начала её проведения);
  • связать момент вступления в силу результатов спецоценки с внесением сведений о ней в государственную информационную систему.

Законопроект предусматривает превентивный механизм защиты прав работников: мотивирует работодателя к завершению процедуры специальной оценки условий труда, позволяет обеспечить наполнение государственной информационной системы корректными данными о результатах спецоценки и повысить ответственность работодателя и оценочной организации за её результаты. Совершенствование законодательства в сфере охраны труда

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений поддержан законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения

трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)», подготовленный Минтрудом России совместно со сторонами социального партнерства.

Главные цели законопроекта – повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжелого и смертельного травматизма, повышение уровня культуры безопасного труда.

Основные изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом:

  • внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, анализе и устранении причин этих опасностей для улучшения условий труда;
  • личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах;
  • введение учёта микротравм, полученных работниками, и анализ их причин;
  • наделение работодателя правом вести документооборот по вопросам охраны труда в электронной форме;
  • изменение подхода к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты посредством перехода от списочного принципа обеспечения к обеспечению в зависимости от условий труда на рабочих местах;
  • введение запрета на работу в опасных условиях труда;
  • внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов.

С полной версией статьи вы можете ознакомиться на официальном сайте Минтруда https://rosmintrud.ru/

strateg 640